Главная Масс-медиа Марина ОБРЕВКО. «Литературный театр перелопатил наши жизни»
Марина ОБРЕВКО. «Литературный театр перелопатил наши жизни»

Легендарный калининградский коллектив отметил 50-летие.

За эти полвека в театре поставлено более 200 спектаклей, сменилось три поколения актеров.

В день рождения литтеатровцы показали рок-фантазию «Меркнут знаки зодиака» по мотивам жизни и творчества Николая Заболоцкого. Премьера состоялась на сцене Музыкального колледжа – помещение на ул. Бассейной, предоставленное театру властями, непригодно для жизни.

Старая гвардия Литературного делится воспоминаниями о театре и его создателе и руководителе Альберте Михайлове, ушедшем от нас в марте 2021-го. Благодаря ему скромный самодеятельный театр стал легендой нашего города.

«В пять утра завернемся в кулисы, покемарим, и на первых трамваях – на работу»

– У нас был священный страх перед божеством по имени Альберт Сергеевич Михайлов, – вспоминает Ольга Смирнова. – При том, что он никогда не говорил: ты обязан. Он всегда просил: напиши песню, поставь танец, сочини стихотворение. Но бывал и крут. При постановке «Вагончика» за неделю до премьеры он поменял весь состав на дисциплинарной почве и поставил новый спектакль! Его энтузиазмом и неутомимостью заражены были все. Болен не болен, устал не устал, хоть ползком, но мы являлись на репетицию. После одной из премьер Нина Макарова уехала в роддом. А Саша Смирнов был на ночной репетиции, в то время как его сокурсники после выпуска гуляли в ресторане. Часто не успевали на транспорт, репетировали до двух-трех часов. Бывало, в пять утра завернемся в кулисы, покемарим, и на первых трамваях – на работу. Мы сами шили костюмы или перешивали приобретенные в секонд-хендах. У нас была огромная костюмерная. Часть этих сшитых с любовью и изобретательностью костюмов безвозвратно пропала, когда мы переехали из родного ДКМ на Бассейную (в здании бывшего Дома культуры моряков теперь – Музей изобразительных искусств. – Прим. авт.).

«Все свадьбы были шумными капустниками»

– Карабас Барабас с добрыми глазами – таким для меня был Альберт Сергеевич, – говорит Вячеслав Каминский. – Суровый и неприступный внешне, а внутри – доброта, ирония и  прозорливость. Он видел нас всех насквозь, видел наши судьбы. Как-то во время репетиции, указывая на одну из девочек – Лену Андрющенко, он сказал: «Она – твоя будущая жена». На тот момент между нами только зарождалась симпатия. И вот уже 40 лет мы с Леной вместе! Все литтеатровские свадьбы были шумными капустниками с песнями и танцами, и на них всегда бывал Альберт Сергеевич. Было время, когда у нас одновременно пар десять возникло. Потом пошли дети, они подрастали, бегали между креслами в зале во время репетиций и орали как сумасшедшие. Альберт Сергеевич кричал на родителей, которые не умеют воспитывать детей, и мы призывали чад к порядку. Оба наши сына в студенческую пору были заняты в спектаклях, как и у многих других литтеатровцев.

«Сила его духа непостижима»

– С тех пор, как я впервые сыграл в Литературном в спектакле «История с метранпажем», я не представлял своей жизни без этого театра и без Альберта Сергеевича, – рассказал Леонид Зинин. – После гибели его сына Макса во время теракта на Дубровке он сказал: «Я не знаю, смогу ли теперь что-то делать». Ему продлили жизнь Саша и Оля Смирновы, они были ангелами-хранителями Альберта Сергеевича до последних дней его жизни. И во многом благодаря им он до последних дней был в театре и ставил спектакли. А его сила духа была непостижима. 26 октября он узнает, что погиб Макс, а 27 октября у нас – премьера в филармонии: развеселый «Венецианский карнавал». Альберт Сергеевич был на премьере, и ни один непосвященный не догадался бы о его горе… Сейчас на нашей сцене играет его  талантливый двадцатидвухлетний внук Максим Максимович. Жизнь продолжается…

«Читали со сцены полузапретные стихи»

– Первым, что Альберт Сергеевич доверил мне прочитать со сцены, было сложное стихотворение  Павла Антокольского с неологизмами, – делится Нина Макарова. – «Если тебе не нравится это стихотворение, ты можешь перейти в другой театр», – сказал он с хитрой улыбкой.  «Нет, что вы, мне очень нравится», – ответила я. И ни разу не пожалела о своем ответе. Вообще, что касается поэзии, то Михайлов намного раньше Рязанова использовал в своих постановках чудесные стихи: полузапретную в те времена Цветаеву,  Антокольского,  Блока. А если спросят, что значит для меня Литературный театр, я отвечу: «Он перелопатил наши жизни…».

«Деньги на реконструкцию так и не дошли»

– Когда нас выселили из ДКМ, мы в противовес стартовавшим тогда монументальным проектам организовали выставку «Не Эрмитаж», – вспоминает Александр Смирнов. – Потом по следам этой выставки сделали постановку «Вы рисуйте, вам зачтется» в холодном здании с протекающей крышей, на котором до сих пор висит стыдливая табличка «Находится на реконструкции». Между тем деньги, выделенные на эту самую реконструкцию, до нас так и не дошли. Играем сейчас где угодно – и у Артура Сарница на 11-м форте, и у Александра Быченко в «Altes House». Театр не умирает вопреки всему, что должно его похоронить. Когда-нибудь, когда все мы будем в лучших краях, на дверях нашего театра будет висеть табличка «Адский литературный». Адски любимый, адски универсальный, адски талантливый. Где-то на отдельных полках будут валяться в адски привлекательных позах наши души, как всегда, после премьеры.

Марина Обревко. "Страна Калининград"

Альберт Сергеевич Михайлов (в центре) с единомышленниками создал театр, ставший легендой нашего города

фото из архива героев публикации