Главная Интересно! В день рождения ЛТ поздравляем с днём рождения Аполлинарию ЗУЕВУ!
В день рождения ЛТ поздравляем с днём рождения Аполлинарию ЗУЕВУ!

 

Аполлинария Зуева "Нынче дрозд будет петь..."

Читает Эдуард Бирюков

 

"Бывают странные сближения..." Пушкин

Впервые не соглашусь с классиком. Появление на свет Аполлинарии и рождение Литературного театра в один день  - события закономерные, странно в них лишь то, что они разнесены годами. Аполлинария Зуева-поэт и Аполлинария Зуева-театральный критик  - это странное сближение? Лина на трёхколёсном велосипеде по Фестивальной Аллее и Аполлинария Евгеньевна на встрече с читателями и почитателями её творчества - всё это один человек. Эпитет "странный" заменим на "причудливый" и всё встанет на свои места - и велосипед, и поэзия, и театр с его реальными размерами и миром иллюзий. Жизнь - необычная, чудная, замысловатая - глазами Аполлинарии Зуевой,  - это неустанное восхищение ею, скорбь, сопереживание, содружество, соучастие в ней..."где бормотанье бузины, и лепет ясеня, и вздох рябины, и кленовый оклик... , "..где поют и читают с листа, где по склонам сбегает осока, чтоб над ней зимородок свистал!"..."Я же - за дело: к столу приткнулась, и - полетело..."

Меня, Лина, задело Ваше нескупое внимание к творчеству ЛТ, подробный разбор постановок, а пуще того, щедрость, с которой Вы делитесь с читателями рецензии своими впечатлениями, своим сопереживанием - опять "сопереживание"! - тому, что открылось Вам. Не совру, если скажу, что любой режиссёр в критике на свою работу ценит и ищет прежде всего не слов одобрения  или порицания, но - диалога. Диалог с вами, разговор, простое задушевное общение, я надеюсь, мы продолжим... по Фестивальной Аллее я буду гулять по выделенной для велосипеда дорожке... "Ну, а вдруг? Ну, а если?"

С днем нашего рождения! Режиссёр Литературного театра Александр Смирнов

 

Алина К.

«Ты поля дикого возлюбленное чадо»

Если ввести в поисковике имя «Аполлинария Зуева», посыпятся ссылки с поэтическими конкурсами, презентациями книг, новости о Днях литературы. Да, прежде всего Аполлинария Зуева известна как поэтесса, но для Литературного театра это ещё и важный зритель, который был с нами в самые разные времена. В честь её дня рождения, который по счастливой (не)случайности совпадает с днём рождения нашего театра, рассказываем о человеке, наполняющем рифмами воздух Калининграда, о Литературном в жизни Аполлинарии Зуевой, и её поэзии внутри нас.

«Я помню совершенно невероятный фрагмент спектакля, тогда я ещё училась в университете. Альберт Сергеевич поставил стихотворение Вознесенского «Вальс при свечах». До сих пор помню холодок по спине, когда я увидела, как в полной тишине зала три или четыре пары, полушёпотом проговаривая стихотворение, в ритме вальса танцевали его. Это стихотворение часто читают с надрывом, с большим эмоциональным посылом, а здесь был полушёпот, проговор, вальс и влюблённые», — вспоминает Аполлинария Зуева. В тот день она подошла к Михайлову, это была их первая встреча, спросила, почему он не ставит Вознесенского. Оказалось, что поэт ему, по большому счёту, не нравится. «Меня это потрясло. Ну не нравится тебе творчество поэта — оставь, но он и там нашёл стихотворение, которое его зацепило настолько, что он сделал блистательный литературный фрагмент. Михайлов эту черту называл всеядностью, но это немножко другое, это всепоглощающая любовь к слову. А слово — это было всегда моё», — говорит поэтесса.

Ещё в школьные годы её отправили в пионерский лагерь «Артек» как юного поэта. Председателем жюри был Самуил Маршак. На робкий вопрос четвероклассницы о том, что ей делать дальше, поэт ответил просто: «Читать». Что читать? Лермонтова. Вернувшись домой, школьница изучила всего Лермонтова. «Не скажу, что он мой любимый писатель и поэт, но, наверное, его волшебное слово влилось в меня. Я барахталась в этой литературе. Что я тогда поняла? Да, наверное, ничего. Во всяком случае не так много, как нужно было бы, — считает Аполлинария Зуева. — Я никогда не собиралась быть поэтом, но в то же время поэзия всегда была для меня естественной формой жития и бытия».

В старших классах она ходила в школу филологов при Калининградском педагогическом университете, сегодняшнем БФУ им. Канта. Занятия вели знаменитые преподаватели Галина Васильевна Степанова и Тамара Львовна Вульфович (не только филолог, но и бессменный руководитель студенческого театра). На эти занятия приглашали талантливых старшеклассников и студентов для уроков живого слова. «То, что сейчас уходит — настоящее чтение, красивое, литературное, — говорит поэтесса. — Однажды по просьбе Тамары Львовны к нам пришёл [актёр Литературного театра] Миша Снапир и прочитал фрагмент из книги «О зелёной траве, счастливых людях, розовой кувшинке и о том, чему нет ни имени, ни названия», самой первой книги Альберта Сергеевича, она тогда только вышла. У меня не задержалась в голове фамилия автора, но до сих пор озноб по спине от высокого слова. Причём в Михайлове сочеталось то, что я страшно люблю. С одной стороны, ирония, с другой, глубочайший лиризм».

«Все мы вышли из театра Тамары Львовны», — писал, перефразируя Гоголя, Альберт Михайлов, тоже ученик Вульфович. Аполлинария Зуева ходила на спектакли Литературного вместе с Тамарой Львовной (та обязательно несла цветы). «Ты только переходишь Ленинский со стороны вокзала, и к тебе уже рвутся люди: «Нет ли билетика?». Ажиотаж был каждый спектакль. На долгие годы Дом моряков стал очагом высокой культуры, свободы слова. Кто-то говорил, что Литературный театр возник с благословения Тамары Львовны. Михайлов этого не отвергал, но это было не совсем так. Тамара Львовна поначалу не очень принимала неожиданную, неклассическую работу театрального режиссёра Михайлова. И всё же я помню спектакль, мы сидели с ней в зале, и после аплодисментов она говорит: «Пойдём поздравим». Тогда была сказана её знаменитая фраза: «Алька, вы — гений!», — рассказывает поэтесса.

В год основания Литературного театра — 1973 — в Калининграде проходили Дни советской литературы. В город приехали Роберт Рождественский, Григорий Горин, Виталий Коротич, уже упомянутый Андрей Вознесенский. Поезд с ним задержался на два часа. По расписанию — череда протокольных встреч, торжественных мероприятий и прочий официоз, а на следующий день поэта «выкрали». Он оказался в небольшой двухкомнатной квартире, до отказа наполненной его поклонниками. Это был дом Аполлинарии Зуевой: купленные вскладчину апельсины, недорогое красное вино и поэзия. «Меня потом спрашивали, показала ли я Вознесенскому свои стихи. Я не показала. Все сказали: «Ну и дура». Но для меня Вознесенский был такой высотой, что я не могла показать ему свои стихи, — говорит Аполлинария Зуева. — По этой же причине я ничего не показывала и Михайлову». И всё же Альберт Сергеевич был прекрасно знаком с её поэзией. «Когда б не ты, Аполлинария, /кого б ценил в своем гербарии? / Ты не цветок ухоженного сада, / ты поля дикого возлюбленное чадо.», — написал он на форзаце книги «Напоследок», подаренной поэтессе. Только получила она её уже после смерти режиссёра.

Первые публикации стихов Зуевой случились ещё во время обучения в школе, студенческие произведения печатались в калининградских газетах и журналах. Неоднократно она выступала как переводчик. «В том городе моём была весна. /

И воробьи простуженно молчали — / Клубочки раскатившейся печали. / Кто потерял вязанье — не узнать», — так звучат стихи немецкой поэтессы, уроженки Кёнигсберга Тамары Элерт в переводе Аполлинарии Зуевой. В Германии выходила книга лирической прозы и стихов Зуевой «Sprich doch mit mir, du meine Stadt…» («Поговори со мной, о, город мой!»). В ней не только поэзия, но и автобиографическая история о том, как в некогда немецкий город пришла советская семья. Первая книга на русском языке вышла уже в 2017 году — «А знаешь, пожалуй, весна…». Следом появился сборник «Нынче дрозд будет петь», совсем недавно — «Ангел Флейта Птица».

Нынче дрозд будет петь,
Ибо так замышлялось дроздом.
Или тем, кто лепил его горло умело и точно.
И дрозду наплевать,
Что сегодня из публики только —
Два смешных лопуха,
Да крапива, глухая притом.

«В этой книге очень много музыки (во всех смыслах этого слова, но я, в первую очередь, имею в виду, конечно же, музыку стиха) и весны», — написал о сборнике поэт и переводчик Игорь Белов. Выпускница школы Глиэра, Аполлинария Зуева, признаётся, что в своё время хотела стать музыкантом, но её мама — знаменитый эколог и общественный деятель Галина Кученёва не разрешила поступать в музыкальное училище, считая, что сначала нужно получить высшее образование. Вся дальнейшая история показала, что она была права — и музыка, и поэзия остались с Зуевой навсегда. «Вознесенского как-то спросили: «Как пишут стихи?». Он сказал: «Я пишу ногами». Я его очень хорошо понимаю. У меня сначала возникает некий внутренний ритм, именно ритм. Для меня стихи — это прежде всего их музыкальное наполнение. Возникает какая-то мелодия, которая требует выхода, и иногда я просто не могу уснуть», — поясняет поэтесса. Её последний сборник — «Ангел Флейта Птица» — готовится к постановке в Литературном театре. Аполлинария Зуева признаётся, что нелегко доверить свои произведения другим людям: «Это очень непросто, но Литературный театр — это театр, которому я безусловно доверяю. И Альберт Сергеевич Михайлов для меня — это прежде всего слово. Не зря ведь он назвал свой театр Литературным».

 

Аполлинария Зуева

ПРОГУЛКА ПО ЮНОСТИ
Геннадию Калашникову

Проведи меня по старой Москве,
как бы если босиком по траве,
по своей пропащей юности той,
беззащитной, беспощадной, хмельной,
где стихи кричат, и пьют, и поют,
в долг живут, с размаху сдачу дают,
по колено, раскупорив «Агдам»,
колобродят вброд по Чистым Прудам,
где в подъезде до утра, до нутра
жарко вплавлены друг в друга тела,
где крошатся зубы – в хлам, рёбра – в хруст,
где в привычке – стали блеск, крови вкус,
тормозни меня в проулочке том,
где стоял, почти по Зощенко, дом,
и консьерж вход сторожил, будто кость,
но в окно привычно шёл тёртый гость.

Как окошко, юность мне распахни –
где игра всерьёз, где нет запасных,
посбивав костяшки, раму сорви,
о себе соври, себе – не соври.

Здесь, в закусочной, друзья – не разлить! –
до краёв жизнь щедро льют на разлив,.
так плесни ещё из фляги чуток
тех, что головы сносили, стихов…

…По Москве фонтаны бьют в небеса,
до ближайшего метро – полчаса.

А когда вдруг в спину – выстрелом – свист,
закуси губу и – не оглянись!.
Этой пуле меж лопатками – петь!
Это в спину – свищет юность тебе!
Без оглядки, без ветрил, без руля,
свищет в спину тебе юность твоя!..

Мы к метро пришли. Приходит рассвет.
Старый шрам на переносице – свеж….

29.10.2021