Главная Масс-медиа ГЛАДКО БЫЛО НА БУМАГЕ. Архитекторы России о переезде Художественной галереи в ДКМ
ГЛАДКО БЫЛО НА БУМАГЕ. Архитекторы России о переезде Художественной галереи в ДКМ

Похоже, это правда: дилетантизм и непрофессионализм стремительно расползаются по России, поражая то отечественное сыроварение, то космическую промышленность…

С недоумением наблюдаем за красочным карнавалом, в который превратилась идея переезда Художественной галереи во Дворец культуры моряков, и не перестаём удивляться инфантилизму и административной лихости в решении этого вопроса при абсолютном отсутствии выверенных и обоснованных мнений профессионалов и специалистов.

Уж так случилось, что мы принимали участие и в проектировании, и в строительстве галереи, филармонии, историко-краеведческого музея, Дворца культуры моряков, и поэтому проблему знаем досконально.

Любопытна главная концепция переезда – здание красивое! И расположено удобно! В таком случае мы могли бы предложить дирекции галереи не менее красивое и удобное здание на улице Д. Донского. Тоже памятник архитектуры. Бывшее министерство финансов. Там сейчас, правда, восседает областное правительство, но оно же понимает, что искусство требует жертв. Бред! – скажете вы. А решение о переезде галереи в здание биржи, которая прекратила своё существование 73 года назад, не бред? Почему мудрейший худсовет, принимавший под бурные аплодисменты этот судьбоносный вердикт, упорно не замечает Дворец культуры моряков, полвека являющийся флагманом народного творчества? В своём недавнем интервью директор галереи Заболотская заявила, что галерея более не пригодна к эксплуатации, расположена на шумной магистрали и даже естественного освещения не имеет. (Где госпожа Заболотская видала в современных галереях естественное освещение, нам выяснить не удалось).

И возникает законный вопрос: а знает ли директор Заболотская историю создания Художественной галереи?

И филармония, и краеведческий музей, и галерея обязаны своим рождением героическим усилиям председателя горисполкома Денисова. Сколько препонов, запретов, ограничений пришлось ему преодолеть, знают немногие.

В строительстве галереи вообще было отказано. Почему она оказалась на Московском проспекте, в соседстве с высотками? Да потому что Денисову и архитекторам, планировавшим галерею, пришлось делать вид, что строят они торговый центр. А построили художественный музей, который и по современным меркам отвечает всем требованиям строительных и архитектурных решений. Конечно, сегодня появились и другие материалы, и другие возможности, что не помешало воздвигнуть здание, отвечающее всем галерейным канонам.

Скажем откровенно, читать откровения Галины Заболотской о «бетонной коробке, которая совсем не подходила для музейной работы», неловко. Ибо не понятно, каким образом галерея обрела международную известность, вела масштабную просветительскую работу, экспонировала тысячи картин…

Нынешнее плачевное состояние галереи администрация объясняет последствиями землетрясения. Филармония, краеведческий музей, Дворец моряков за годы своего существования периодически вели ремонтные работы, иногда капитальные, как это сделали краеведы. Естественно, возникает вопрос: почему угробили галерею? При современных строительных технологиях трещины, образовавшиеся после землетрясения, не могли быть смертельными. Предпринимались ли попытки реконструкции галереи? Отпускались на это средства? Если отпускались, то где результат? Почему галерею нельзя привести в порядок теперь? В итоге – а вон красивое здание! Переезжаем!

Рассуждения Галины Заболотской о неудачном месторасположении галереи наивны, как детский лепет. С чего бы это Кафедральный собор убежал от горожан на остров? И почему прославленный Музей Мирового океана расположился на проклятом Московском проспекте? А что  думать про Пятый форт, который оказался у чёрта на куличках?

Но всё это – брызги шампанского. Поговорим о более существенном. Представляют ли авторы весёлых картинок всю техническую, инженерно-строительную сложность превращения Дворца культуры в Музей изящных искусств?

Когда мы проектировали, а затем возводили здание краеведческого музея, пришлось установить три новых монолитных перекрытия. Сколько таких конструкций надо соорудить во Дворце культуры моряков, учитывая его архитектурную особенность – «воздушные» пространства без ведущих опор, плоская крыша – толком сказать никто не может. Проект «рисовался» без должной экспертизы и необходимых расчётов. На уровне эмоций. Как говорится, гладко было на бумаге. Похвально желание «улучшить» творение Генриха Миллера, но что останется от его творения после реконструкции?

Не побегут ли прочь ретивые подрядчики, когда поймут, что «не по Сеньке шапка»? Не понятна нам и позиция архитектурного надзора. Вахтёры ДК как-то попросили установить у входа кронштейны для камер наружного наблюдения. Отказали: памятник архитектуры нельзя уродовать какими-то кронштейнами. А перекурочить памятник можно.

Ещё одна особенность Мюллеровского палаццо – фундамент находится ниже уровня Преголи. От реки его защищает свинцовая изоляция. Но известно: ничто не вечно под водой. Прорыв изоляции возможен по разным причинам, в том числе и сейсмологическим. И тогда затопление нижних этажей неизбежно. Близость реки рождает в цокольных помещениях сырость. И ресторан «Бригантина», и казино, занимавшие когда-то нижний этаж, постоянно выпрашивали у дворца каморки для хранения продуктов, аппаратуры, тканей. Сохранность художественных ценностей в таких условиях, в том числе живописных полотен, не окажется делом праздным.

Не трудно предположить, что объявленная реконструкция бывшей биржи это ещё один долгострой и ещё один повод для головной боли у руководства области.

Нет денег на реконструкцию нынешней галереи, но дают деньги на маниловский проект превращения провинциальной галереи в роскошный западноевропейский музей. Деньги надо осваивать. Главное – начать. Деньги кончатся на следующий день после окончания ЧМ по футболу. Стройка замрёт. Калининград поднаторел в умении начать и не закончить. Тут тебе и Приморское кольцо, и Храброво, и Дом Советов, и Балтийская атомная станция. Музей изобразительных искусств не будет исключением. Придётся латать старую галерею. А Центра культуры молодёжи уже не будет.

И тут ты не можешь отказать себе в желании выразить изумление той бесцеремонностью, с которой губернаторский худсовет, министерство культуры и туризма, дирекция Художественной галереи вырывают страницу калининградской летописи, надеясь остаться в этой летописи чудотворцами, сотворившими для города новый культурный храм взамен языческого капища.

Немного истории: бывшая кёнигсбергская биржа восстановлена силами и на средства морского торгового порта. С первого дня своего существования это роскошное здание стало именоваться Дворцом культуры моряков. Дворец на 20 лет старше художественной галереи. Имея прекрасно оборудованный зрительный зал, гримёрные, костюмерные, аудитории, очаровательный колонный зал, лекционный зал, танцкласс, новое учреждение культуры в самые короткие сроки становится излюбленным местом отдыха, развлечений, творческой деятельности для тысяч калининградцев. Концерты, лекции, выставки, спектакли, представления приезжих звёзд, конференции, торжественные собрания, театральные и танцевальные конкурсы, в том числе международные – за этим протокольным перечнем мероприятий стоит поистине титаническая работа, культивирующая интерес к народному творчеству, а главное – сосредоточенная на воспитании подрастающего поколения, уводящая его от пороков улицы, подворотен, дурного препровождения времени. О воспитательных функциях учреждений культуры российская власть вспоминает периодически, призывая то и дело «усилить», «обратить внимание», только вот на практике закрыть какой-нибудь подростковый клуб удаётся проще, чем открыть очередной центр по борьбе с наркозависимостью.

Дворец культуры моряков не случайно был переименован в Областной центр культуры молодёжи, на сегодняшний день он сосредотачивает в своих коллективах более полутысячи участников, а счёт посещающих его мероприятия идёт на тысячи.

Дворец моряков – колыбель легендарного Литературного театра, ставшего культовым для калининградской молодёжи. Безупречный вкус, актёрское и режиссёрское мастерство, 300 спектаклей, поставленных за годы существования, обеспечили театру и известность, и благодарность многочисленных зрителей.

Ансамбль бального танца «Ониона» входит в топ-список лучших коллективов РФ.

Ансамбль «Радость» воспитал сотни исполнителей народных танцев, имея взрослую и детскую группу.

Театр моды и танца, балетная студия «Апломб», ансамбль «Поющие горошины» - уверены, что министерство культуры и без нас может продолжить перечень коллективов Центра культуры, нас однако волнует другой вопрос: какой смысл ликвидировать крупнейший очаг молодёжной культуры, когда выделены деньги на строительство новых типовых клубов. Абсурд!

Когда морской торговый порт в борьбе за выживание решился отказаться от содержания Дворца, начальство порта предложило творческим работникам на выбор два варианта:

а) Дворец переходит на самоокупаемость и становится независимым учреждением культуры; этим путём пошла «Вагонка»;

б) Дворец переходит под эгиду области.

Руководители коллективов единогласно проголосовали за второй вариант. За прошедшие годы было предпринято несколько попыток урвать в частную собственность ДК. Здание красивое!

Иногда судьба Дворца висела на волоске. Когда губернатор Горбенко безнаказанно продал Дворец культуры рыбаков крутым мужичкам, выкинув на улицу все творческие коллективы, такая же угроза нависла и над бывшей биржей. Горбенко отдавал здание «Монетному двору». Явно не за так.

Но каждый раз в самый критический момент раздавался какой-нибудь начальственный оклик свыше, и Дворец продолжал свою работу. Во славу города! И вот наконец-то город отблагодарил коллектив.

Глупо ссылаться на единодушное решение губернаторского худсовета. Где вы видели советы при губернаторе, голосующие не единодушно.

Думаете, не были единодушны люди, придумавшие свалку скульптур на острове Канта, назвав её парковой скульптурой? Теперь они так же единодушно думают, что с этой свалкой делать? Вспомните умопомрачительные проекты инвесторов, которым областная власть предложила устроить на Куршской косе ночлежку для туристов. И вспомните единодушное молчание горожан, наблюдавших за этой вакханалией. При таком же гробовом молчании наблюдает город за исчезновением очередного очага народного творчества. В этом плане региону фатально не везёт.

Генеральный план города когда-то обещал уже в 2005 году построить оперный театр, театр юного зрителя, детские досуговые центры, дома детского творчества, художественные школы, театр оперетты, цирк, планетарий. Где они? Нельзя же считать, что рейдерский захват ДК претворение Генерального плана в жизнь ?

В реальности картина ещё более удручающая. Исчезли досуговые учреждения ЦБК-1 и ЦБК-2, исчез ДК вагоностроительного завода, ликвидирован Дворец культуры рыбаков, ДК бондарно-тарного завода 20 лет был торговым центром, искусственно (и искусно!) оборвана жизнь Русско-немецкого дома, который 20 лет не подозревал о своей агентурной сущности. Про сельские районы и говорить не приходится…

Для закрытия сельских школ, больниц, домов культуры, библиотек найдено великолепное слово – оптимизация. По всей вероятности этим же словом будет обозначена и ликвидация Областного центра культуры.

Варварское разрушение бывшего лицея им. Гёте на улице Томской наглядно продемонстрировало полное отсутствие каких-либо надзорных организаций, правил, законов, перспективных планов, связанных с охраной и сохранением культурного наследия города. Есть цинизм и блеф!

В бывшем лицее мог разместиться дом детского творчества, захаровский театр «Зеркало», музыкальная школа, библиотека… Но поднимется на этом месте очередная жилая многоэтажка, комплекс, монстр, серийная коробка (нужное подчеркнуть). Положительным моментом в истории разрушения исторического здания можно считать лишь прекрасно сыгранный спектакль мэром города и одним из заместителей губернатора. Господин Ярошук блистательно изобразил праведный гнев Зевса, которому с высоты чиновничьего Олимпа прекрасно была видна убогость и ничтожность исторического хлама, пущенного под ковш экскаватора. А господин Гольдман сверхталантливо сыграл гамлетовские терзания, метания, сомнения – крушить иль не крушить?! А ведь оба лицедея уже наверняка знают подрядчика, который будет возводить очередной строительный монблан. И только один зритель в полумиллионном городе попыталась освистать актёров. К сожалению, это была Ксения Собчак.

Порочная практика полного безразличия к облику города проистекает из системы губернаторских назначений, ибо каждый новый губернатор – это новое правительство, новая команда, новые задачи, новые планы. Успеть! – Успеть перечеркнуть дела прошлого воеводы, успеть подвести законодательную базу под новые задачи, успеть внедрить, освоить, построить, сломать… История города теряет свой смысл, перспективные планы превращаются в сказки для наивных детишек (театр юного зрителя, цирк, планетарий, музыкальная школа, дом детского творчества).

Призрак бродит по Калининградской области, призрак туристического нашествия. Туризм и культура, скрещенные в одном министерстве, породили Франкенштейна, имя которому «культурист». Ценность любого культурного мероприятия, любой улицы, памятника, отеля, променада, пляжа, парка, спектакля измеряется теперь количеством «культуристов». Классический «культурист», прибыв в Калининград, несётся сломя голову в Музей океана, оттуда в катакомбы Королевского замка, по специальному мостику перебирается к могиле Канта, забегает в Кафедральный собор, по другому мостику бежит в филиал Эрмитажа на Прегеле, затем скачет в синагогу, рукой подать до стадиона, после чего Уф! Не забыть бы про Фридландские ворота, филармонию, памятник Калинину и т.д. Это существо не имеет никакого отношения к Калининграду, его проблемам, жизни, самочувствию. Но на нём держится статистика, победоносные отчёты, финансовые подачки. Ещё недавно всё решал баррель нефти, сегодня решает вагон туристов. Бытие края верстается под него. Это ему должно быть удобно и комфортно. Это для него придумываются приторно сказочные мосты на остров Канта и с острова в Музей сверхизящного искусства. Никто не задаётся вопросом, а надо ли превращать остров в проходной двор? А разрешат ли военные ведомства строительство мостов? А дотошные краеведы наверняка спросят, зачем исторические разводные мосты были уничтожены в угоду гигантской туши эстакадного моста? Ведь предлагали же архитекторы другое решение… В ответ – тишина.

Пряничная, имитационная архитектура, угождающая китчевой культуре, грозит сегодня городу не менее точечной, беспорядочной и незаконной застройки.

Туристы – понятие зыбкое, колеблющееся. Вспомните волну «ностальгирующих» немецких туристов в начале перестройки.

Нету. Сгинули, не обнаружив той застывшей музыки, которую они помнили. Туристы из российской повседневности восхищаются: «У вас, как в Германии», и вот уже лихие градофаны готовы и фанерный Королевский замок соорудить, и город Кнайпхоф придумать, и жалкие остатки Ашманпарка за реликтовый лес выдать.

Сохранить бы то, что ещё можно сохранить. Гибнут средневековые храмы и замки, рушится клиф, лишь название осталось от исторической Бальги, одна стена  Кройц-аптеки ложится в основу архитектурного памятника, а рядом уничтожают здание лицея им. Гёте.

Нормализуется отношение России с миром и тот же самый турист увидит архитектуру Северной Германии, и будет любоваться тевтонскими замками в Польше, и загорать на курортах прибалтийских республик, чьё побережье протянулось на 600 км от Пярну до Клайпеды. Удержат ли этого туриста 60 км исчезающего калининградского пляжа и заливаемые дождём катакомбы Королевского замка?

А Дом Советов, полвека пугающий приезжих своею неприкаянностью, даже в Большой Энциклопедический словарь Калининградской области не занесён. Неизвестно, кто построил, кто продал, кому принадлежит? Не городу – очевидно. Он своеобразный символ тайн мадридского двора и его беспомощности в борьбе с крупным капиталом. О какой там архитектурной будущности может говорить власть. Вот выгнать детишек из областного Цента культуры – это ей под силу. И будущность этих детишек она рисует по-свойски самодовольно – добро пожаловать на улицу Бассейную! Там когда-то функционировал один коллектив, театр, а теперь туда набьётся не менее пятисот человек. Если набьётся. Сейчас на Бассейной «мерзость запустения», здание не годится к эксплуатации. Нужен капитальный ремонт. Кто его будет делать? Пожалуй, никто! Нет указа, нет экспертизы, нет плана, нет подрядчика, ибо нет денег! Но вы играйте, танцуйте, пляшите, декламируйте.

Руководитель Литературного театра на вопрос о его отношении к переезду на Бассейную, был краток: - Я бы предпочёл Шервудский лес!

 

Вадим ЕРЕМЕЕВ,

Заслуженный архитектор России.

Виктор ПУСТОВГАРОВ,

Почетный архитектор России.

Александр НЕВЕЖИН,

Лауреат международных архитектурных конкурсов.

 

Источник: http://www.dvornik.ru

 

Последние комментарии:

Евгения Снапир Исчерпывающе точно! Браво Вадим Еремеев и иже с ним!

 

 

 

 

Максим Ельцов 3 старичка ничего не понимающих в конструктиве, делают выводы какие то не профессиональные, все будет зависеть от проектного решения

 

 

 

Александр Костенко "Фонтан" рядом с ДКМ начали делать... Я конечно не "СПЕЦ" , но сваи для фонтана? Вызывают вопросы....

 

 

 

 

Juri Malinovski Браво и правдиво

 

 

 

 

Вячеслав Каминский Грамотно и убедительно. Для тех кто понимает. А для тех, кто не хочет понимать..

 

 

 

 

Ludmila Stern Статья пронзительнейшая. Но принимающие решение вряд ли прочтут, да и народ -похоже- по обыкновению безмолствует

 

 

 

 

Romanas Borisovas Как "красиво" столичная фауна пытается отжать объект.... Учиться надо.... Серьезных людей привлекают. Мотивируют...

 

 

 

Andrey Baburin На сколько мне известно, всё гораздо прозаичней. просто земля, под галереей, и прилегающими домами, уже, или продана, или обещана. По желанию рыжего, уничтожению подлежат, пять крепких двенадцати этажных дома ( один. поврежденный во время строительства набережной,уже расселён).