Главная Масс-медиа Театральный Калининград
Театральный Калининград

Альманах «Культура Калининград»

Любовь Павловна Калинина о Литературном театре.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЛИТЕРАТУРНЫЙ ТЕАТР

По рейтингу Министерства культуры РФ, опубликованном на его, министерства, сайте, самым популярным театром в нашей области является Литературный театр Дворца культуры моряков.

В 2018 году бурную полемику общественности вызвало решение областной администрации переселить коллективы, много лет проработавшие во Дворце культуры моряков, на новые места и переезд в это здание новой культурной институции — Музея изобразительных искусств (бывшей Калининградской художественной галереи). Литературный театр был лишён своей сцены. Его новым местом стало здание на ул. Бассейной, где до этого размещался Областной музыкальный театр, а затем Торгово-промышленная палата. Пока там работать нельзя, помещения требуют ремонта. Будем надеяться, что один из старейших творческих коллективов региона когда-нибудь обретёт достойную сцену для реализации своих творческих проектов. Пока театр старается сохранить себя, устраивая спектакли на чьей-то квартире. Это мера от-ветственности театра перед своими зрителями. Привожу отрывок из статьи калининградской поэтессы Аполлинарии Зуевой, опубликованной в альманахе «Балтика»: «...читаю вот на всероссийском сайте «Культура. РФ» в разделе «Театры»: «Калининградский Литературный театр превратился в одну из городских легенд. Театр ведёт свою историю с 1973 года, когда в здании биржи, только что отремонтированном после войны, «прописался» Дворец культуры. В этом Дворце под действием непонятных законов природы одно за другим стали появляться культурные явления, уникальные по своей сути. Творческие коллективы, рождённые здесь, до сих пор хранят мощный творческий тонус и обладают силовым полем, способным удерживать всех, кто хотя бы один раз попал под его пленительное влияние. Одним из первых таких коллективов является Литературный театр...

 

Репертуар Литературного театра всегда состоял из неординарных спектаклей». Каждый ли российский город может похвастаться, что информация о его самодеятельном театре помещена на портале гуманитарного просветительского проекта, посвященного культуре России? Много ли найдётся в нашей стране городов, где самодеятельный театр существует — ярко, активно, талантливо — на протяжении 45 (сорока пяти!) лет?!. Литературный был в своё время победителем областных театральных декад, имел награды зональных и всесоюзных смотров и фестивалей, получал звание лауреатов различных премий. В 1978 году Литературному театру было присвоено почётное звание «Народный». Он выпускал в каждом творческом сезоне пять-шесть новых постановок, каждая — уникальная по жанру, стилистике, тематике. Вспыхивали такие шедевры, как «Голый король» и «Вишнёвый сад», «Золотой горшок» и «Барышня-крестьянка». Здесь чудесным образом свиваются энергетические потоки, берущие начало в тех счастливых глубинах, где рождались эмоции Моцарта, ехидство Мольера, манерная печаль Окуджавы, кованый ритм Маяковского, пронзительная ясность Платонова и Астафьева. А какое пиршество жанров предлагал театр: спектакль-оксюморон, спектакль-триллер, «политическое кабаре», «зримая песня», музыкально-театральное «сочинение на тему» и много чего ещё — живого, нестандартного, захватывающего!.. За время существования театра было выпущено более 200 спектаклей, в коллективе сменилось три поколения актёров. С этим театром связаны уникальные личности в истории калининградской культуры: Тамара Вульфович, Галина Степанова, Михаил Снапир, Игорь Савостин, Владимир Сухов, Валентин Егоров, Леонид Степанов и многие другие. Спектакли Альберта Михайлова, руководителя Литературного театра, — это спектакли особые, где литературное слово формирует театральное действо, которое, в свою очередь, становится толчком к развитию слова, когда рассказ превращается в пьесу, когда писатель, содружествуя с режиссёром, становится драматургом.

Сама судьба этого художника — яркий пример того, как, при¬лепив очень талантливому человеку ярлык «антисоветчик», не дали возможности учиться, несмотря на факт поступления, в Литературном институте и на Высших режиссёрских курсах. Когда не печатали, не пускали, не замечали и прочий тому подобный антураж советского бытия. Альберт Михайлов всю жизнь за мизерную зарплату руководил своим Литературным театром, вырастив несколько поколений истинных интеллигентов, эрудитов, театралов. В Калининграде у него огромное количество почитателей, годами посещающих спектакли театра. Он потерял единственного сына, когда тот с женой оказался на том самом спектакле на Дубровке в зале, за¬хваченном террористами...

Весной театр сыграл свой последний спектакль на родной сцене. Усталая колокольная горечь звучит в названии «По ком звонит колокол?» с подзаголовком «Спектакль-реквием». Очень хочется верить в то, что Литературный театр — неотъемлемый фрагмент культуры нашего города, не играл спектакль-реквием по самому себе.

Калинина Л.П. «Театральный Калининград».

Источник: kultura-kaliningrad.ru