Главная Масс-медиа Игорь САМАРИН. «Медведь» прощается, но не уходит
Игорь САМАРИН. «Медведь» прощается, но не уходит

Литературный театр поставил спектакль по мотивам пьесы Чехова

Конечно, присвоить одной из городских библиотек имя основателя Литературного театра Калининграда - Альберта Михайлова куда проще, нежели обеспечить сценой учеников легендарного режиссера. Так что, и в своем юбилейном 50-м сезоне актерам приходится играть чуть ли не на коленях у зрителей - в одном из репетиционных залов областного Центра культуры молодежи.

 

Стесненные условия, несомненно, влияют на выбор репертуара. В предложенной вниманию публики 14 и 15 февраля постановке «Не уходи…» занято в общей сложности семеро действующих лиц и исполнителей. А сам спектакль поставлен Ларисой Хлопецкой по мотивам чеховской «шутки в одном действии», получившей мировую известность под названием «Медведь».

Кстати, и тут Литературный остался верен своей склонности популяризировать произведения, зачастую не слишком избалованные вниманием отечественных режиссеров.

Ведь если театры дореволюционной России «Медведя» еще худо-бедно ставили, то в СССР ограничились единственной экранизацией 1938 года. В постсоветское время, в середине «нулевых» были еще две сомнительных попытки модернизировать классика, но они, пожалуй, не в счет. А вот у режиссеров зарубежных, от США до Греции, «Медведь» шел на ура. Впрочем, последнее обстоятельство не должно удивлять, если вспомнить, что на коллективном Западе считают Антона Павловича самым «европейским» из русских литераторов. Ну, или считали, с учетом последних тенденций…

Заложенная все тем же Михайловым эстетика «бедного театра» определяет и сценическое оформление в случае с «Литературным». Там давным-давно научились вынужденный аскетизм декораций превращать в одну из своих «фишек» и даже достигли в этом известного мастерства. Обходиться, как, например, в спектакле «Не уходи…», складывающейся ширмой, единственным стулом, пуфиком и прикроватным столиком – это и в самом деле нужно уметь!

Что касается актерской игры, то главной задачей для Ларисы Хлопецкой и Александра Костенко было – не стремиться превзойти или даже просто копировать блистательных Ольгу Андровскую и Михаила Жарова, занятых в довоенном фильме, а привнести в роли что-то свое, оригинальное. И оба актера Литтеатра эту проблему вполне успешно решили, что заметно импонировало публике.

С учетом всего вышесказанного весьма интересно было бы понаблюдать, как «Литературный» справится со следующей заявленной целью – спектаклем по пьесе Жана-Поля Сартра «За закрытыми дверями». Просто трудно представить, как эту инфернальную вещицу вообще можно играть без рампы. Хотя не приходится сомневаться, что «птенцы гнезда Михайлова» и на сей раз сумеют удивить. Поэтому наберемся терпения и подождем до апреля, на который перенесен предстоящий показ.

Фото: Игорь САМАРИН