Главная Спектакли Рецензии "Полтора часа из жизни Обломова" - рецензия корреспондента газеты Комсомольская Правда
"Полтора часа из жизни Обломова" - рецензия корреспондента газеты Комсомольская Правда

Смотреть источник

Чем хороши писатели-классики - их произведения довольно сложно испортить экранизацией или инсценировкой. Особенно если не пытаться делать это целенаправленно, а, напротив, стараясь максимально тактично обращаться с оригиналом. Последнее в случае с Литературным театром Калининграда практически гарантировано – хотя бы потому, что название коллектива обязывает. Нет, случалось, конечно, и ЛТ экспериментировать с творчеством великих, вплоть до «Вильяма нашего Шекспира». Но в каждом случае интерпретация отличалась должной корректностью, даже когда фактура позволяла режиссеру от души порезвиться...

 

 

Сегодня и без того всегда непростая задача театральной адаптации того или иного литературного произведения усугубляется отсутствием у «Литературного» полноценной сцены с полноценным же зрительным залом. В этой ситуации режиссерам приходится проявлять максимум изобретательности, не только стараясь минимизировать издержки от неизбежного вследствие отсутствия рампы снижения эффекта восприятия действа, но и само действо жестко лимитировать по времени. И то, и другое вполне удалось в случае со спектаклем по мотивам самого известного романа Ивана Гончарова.

Даже такому мэтру режиссуры, как Никита Михалков, для демонстрации «Нескольких дней из жизни И. И. Обломова» потребовалось больше двух часов. Постановщик «Ильи Ильича» Андрей Игнатюк уложился в полтора. И что особенно интересно, для двух из четырех представленных сцен выбрал второстепенных героев романа: светского льва Волкова (актер Кирилл Моисеев) и публициста Пенкина (Эдуард Бирюков). Что ж, если режиссер хотел показать, насколько проблемы общественных отношений и мировосприятия полуторавековой давности актуальны до сих пор, то оба этих диалога поставленной цели вполне достигли. Ну а несколько более высокие мотивы по праву остались за главными героями – Андреем Штольцем (Андрей Казаков) и Ольгой Ильинской (Наталья Ефимова). Центральный персонаж романа (Обломова сыграл сам Андрей Игнатюк), как и положено, предстает фигурой на первый взгляд немного комичной, а на деле - трагической и обреченной, тут от оригинала не отступили ни на йоту. Да и о «знамении времени», если уж продолжать параллели с современностью, вслед за Добролюбовым по-прежнему можно говорить. Разве что метафорический диван стал более комфортным...

Ну а коли уж речь зашла о метафорах, то вполне удалась финальная сцена спектакля с маленьким Илюшей Обломовым (первое появление на сцене Миши Михайлова) и рассыпанными яблоками. Возможно, кто-то посчитает, что слишком много формализма, а по мне, так весьма удачная режиссерская находка.

Автор рецензии - Игорь Самарин