Главная Публикации Альберт МИХАЙЛОВ. Как прежде …
Альберт МИХАЙЛОВ. Как прежде …

Со дня прощания с Валентином Егоровым прошло 15 лет.

Ему бы жить и жить … Не успел. Однако знакомясь с биографией Валентина Адольфовича, возникает ощущение, что им прожита не одна жизнь. И в каждой он был на коне. Приходится сослаться на банальную истину – талантливый человек талантлив во всём. Это про него …

Я руководил университетским СТЭМом, когда приметил на сцене лохматого паренька, игравшего и певшего  в составе вокально-инструментального ансамбля. Предложил ему сотворить пародию на одну из популярнейших песен того времени. Он сделал это мастерски и стал участником СТЭМа. И нет ничего удивительного в том, что Валентин стал корифеем Литературного. Они пришли в театр разом, красивые, талантливые – Голубев, Сухов, Снапир, Михальченко, Пранц, Макарова, Савостин, Кузьмин, Зинин, Филатов. Второго нашествия за всю историю театра не было.

Валентин Егоров возглавил плеяду композиторов и бардов. «Гитары в бою», «Песня о ветре», «Смерть Тарелкина», «Время, ушедшее, как вздох» - эти спектакли невозможно представить без песен Егорова. Мини-оперы («Лимпопо», «Крокодил») – его детища.

На вечере памяти, который состоялся в областной филармонии, респектабельная, благообразная публика, составляющая большинство зрителей, недовольно переглядывалась, пожимала плечами, когда на сцене заголосили и забесновались актёры Литературного театра, исполнявшие песни Валентина. Такого Егорова эта публика не принимала. Ибо была у него и другая жизнь.

Ещё в студенческие годы он заявил о себе как подающий надежды учёный-некрасовед. Он стал мэтром флотской журналистики и не терял этого звания ни на Балтике, ни на Тихом океане. На Калининградском ТВ прославился как создатель передачи «Честь имею».

Я как-то пожаловался ему, что не принимаю нынешнего телевизионного эфира, добавив, что согласился бы лишь на создание цикла «Двадцать минут со скептиком». А через день Валентин Адольфович уже предлагал мне сесть за стол переговоров. Ничего удивительного для меня в этом не было. Когда «Калининградская правда» опубликовала мой первый очерк «Далеко ли до провинции?», и отказалась печатать продолжение, явно получив нагоняй сверху, Егоров напечатал все тринадцать очерков в своей газете «Страж Балтики». Мы понимали друг друга с полуслова …

Он был блистательным публицистом, прекрасно чувствующим слово, эрудитом, знатоком русской поэзии и литературы. Его светоч – Фёдор Тютчев.

К счастью, литературные образцы творчества Валентина Егорова собраны под обложкой сборника «Время, на ощупь горячее».

Мало кто знает, что песню Наполеона для спектакля Литературного театра «750-ый километр» по моей просьбе написал он, уже будучи тяжело больным. Нас объединяло многое – знакомство с легендарной Вульфович, студенческие капустники, спектакли Литературного, переписку в эпоху камчатского прохождения службы, пикники в Ашман-парке, Шешупские сплавы, семейные праздники …

«К обеду в доме затопили печь,

Съезжались гости в вымокшей одежде …

Звучала человеческая речь,

Горел огонь, и было всё, как прежде.»

Он положил эти строки на музыку. Без моей просьбы …

Мы по-прежнему собираемся на его квартире, Наташа Егорова бережно сохраняет книги, картины, фотографии своего избранника. Говорим ли мы о Валентине, или традиционно несём по кочкам американских патриотов, он всегда с нами, блистательный, остроумный, гениальный во всём Валик Егоров.

Как прежде …